Критерии мастерства в Ки-айкидо

Истоки развития каратэ

Занимаясь Ки-айкидо, человек при помощи техник бросков, ударов, страховочных падений учится состоянию син син тойцу – единству души и тела, основе для развития гармонии и понимания Ки. При достижении определённого уровня мастерства ученик сдаёт экзамен для закрепления своих знаний и умений. Поэтому важно знать критерии мастерства на каждом уровне и понимать, что требуется продемонстрировать, на что обращается внимание при подготовке и на самом экзамене.

Разберём основные критерии, важные на экзаменах. На первых порах ученик осваивает технические действия - последовательность движений при выполнении определённых техник айкидо. Но это есть во всех школах айкидо и других единоборствах. В Ки-айкидо с самого начала тренируют состояние син син тойцу при помощи Ки-тестов, которые также входят в систему экзаменов. На начальном уровне, при выполнении техники Ки-айкидо, проводятся промежуточные Ки-тесты (кайщё). По мере наработки мастерства это состояние уже становится привычным навыком и постоянно проявляется при взаимодействии с партнёром во время бросков на большой скорости (сощё).

Для старших учеников в Ки-айкидо приняты следующие критерии, по которым можно более объективно судить об уровне мастерства:

Положение тела

Положение тела до выполнения техники Ки-айкидо и после должно выражать состояние син син тойцу, соответствовать выполнению 4-х правил, и, главное, должно проявляться полное расслабление. Когда человек стоит расслаблено, спокойно и в равновесии, то Ки свободно движется и расширяется во все стороны.

Направление взгляда

Если взгляд направлен в пол или на руку партнёра, то Ки останавливается в месте фокусировки взгляда. Взгляд, направленный прямо вперёд, способствует равномерному расширению Ки во все стороны и позволяет чувствовать пространство сбоку и за спиной. Это очень важно при выполнении рандори, когда одновременно атакуют три и более человек.

Дистанция

Расстояние между партнёрами определяется видением своего противника от головы до стоп. При правильно выбранной дистанции противник не должен достать защищающегося ударом руки или ноги. При правильном расстоянии между партнёрами возникает ощущение комфорта.

Ритм и амплитуда

В технике выполнения приёмов важное значение имеет ритм и амплитуда. Во время броска не должны проявляться чрезмерные физические усилия. Движения следует выполнять естественно, как опадает листок или как движется вода. Когда приём выполняется правильно, то получается легко и непринуждённо, а если прилагать только лишь физические усилия, то тяжело и громоздко. Лёгкость и гармоничность движений позволяет выполнять широкоамплитудные броски. Сохранение ритма движений и амплитуды броска являются важным критерием, определяющим уровень мастерства Ки-айкидо и понимание гармонии.

Форма выполнения техники броска очень важна, поскольку в форме проявляется мастерство. Поэтому, начиная со 2-го дана, с большей строгостью относятся к точности выполнения приёмов. Но сама по себе точность движений, без внутреннего наполнения, не имеет большого значения в Ки-айкидо.

Если пытаться делать бросок со скоростью, которая отличается от скорости нападения, то будет тяжело: приходится тащить противника, упираться в его тело и в его движение. «Расслабленная наполненность» и спокойствие позволяют выполнять приёмы технично и гармонично, с равной скоростью, и тогда вес тела противника не чувствуется. В айкидо не должно быть столкновения не только физического тела, но и Ки. Поэтому в нужный момент необходимо пропускать движение противника и управлять им, направляя в нужную сторону.

Сохранять внимание в точке ниже пупа

Важно постоянно сохранять своё внимание на точке ниже пупа и расширять положительное Ки из этой точки для того, чтобы сознание и Ки не металось из стороны в сторону, а расширялось. Тогда будет возможно начинать при полном расслаблении своевременные движения, наполненные силой Ки.


На уровне 3-го дана все эти критерии мастерства должны проявляться достаточно убедительно. Очень хорошо тренируется мастерство при выполнении одиночных и парных техник с мечом и шестом, потому что в действиях, отягощённых весом оружия, сложнее проявлять техническую точность и энергетическую наполненность. Здесь требуется более глубокое расслабление, чувствование оружия от рукояти до кончика меча или шеста и более мощное наполнение тела и оружия своим расширенным Ки. Правильно выполнять все требования по технике работы с оружием достаточно сложно, поэтому в Ки-айкидо экзамены с оружием сдаются начиная с 1-го дана.